Псков онлайн | Псковский форум | Справочник организаций Пскова | Погода Псков | Бесплатная отправка смс

Музей-заповедник "Изборск" готовится к финалу Всероссийского грантового конкурса

Музей-заповедник "Изборск" готовится к финалу VI Грантового конкурса Благотворительного фонда В. Потанина "Меняющийся музей в меняющемся мире". Читать далее...

 

Духовный «беспредельщик» Эдуард Шарипов

16.08.2006 15:33 - Источник: Псковская лента нoвостей

Очередная персональная выставка Эдуарда Шарипова под симптоматичным названием «Пределы», открывшаяся в Галерее на Бастионной, это, согласно имманентному «нутряному» ощущению, получившему внешнее, зримое выражение под кистью живописца, своего рода итог, граница некоторого значительного отрезка творческой биографии. Название цепляет и другие понятия с тем же корнем: беспредел и запределье.

По мысли автора, истинный художник – всегда метафизический «беспредельщик», устремляющийся за набившие оскомину определения и знакомые смыслы. Одновременно он находится в самодостаточном пространстве личной Ойкумены (у Шарипова это Псков и окрестности), живет и дышит этим ландшафтом обитания, духовной геометрией конкретно данного нам бытия, постигает его скрытый от всеобщих глаз шифр и энергию.

- Название «Пределы» многослойное. - Поясняет Эдуард, вообще склонный, как он сам выражается, «грузить» зрителей. – Первое, что на слуху, Псков как граница нашей Родины, предел некоего пространства земли. Здесь существует особое мышление. Мышление воина, мышление живописца. То есть постоянная внешняя агрессия, напряжение породило у псковичей особый тип восприятия мира. Об этом я и попытался заявить своей выставкой. Если расшифровать, то стоит отметить, что здешнее мышление более «плотное», что ли, допустим не просто перекресток, а именно «четыре угла». Ответ на вопрос, что происходит спереди, сзади, справа и слева. Так позиционирует себя воин, который, чтобы выжить, должен четко представлять, что вокруг него делается. Мне эта предельность взгляда, на грани внутренних резервов, очень близка.

 - А в Питере «пять углов» как же?

 - А это как раз скобари и строили! Свою матрицу и принесли туда. Можно, кстати, привести и другие примеры. Все самое лучшее, что есть в Москве, - это псковское. Лучшие иконы – псковские. Никто с этим фактом даже не спорит. Самый крутой храм _ Василия Блаженного. Не просто храм, а – энергетический сгусток, который взял на себя «мертвую» Красную площадь. Ведь центр Москвы – это чистая «мертвечина», и храм, построенный псковичами, оживил ее, придал живое начало.

- Ну, почему же сразу «мертвечина»?

- Да так уж природа распорядилась. Не потому, что там кладбище или головы рубили, а наоборот, природная пустота кладбище к себе притянула. Ну что там было? Венецианский забор из красного кирпича? Башня смешная, слепки с Новгородских, Владимирских храмов? Колокольня сигаретой, устремленная вверх, ни то – ни се. Сплошная эклектика, словом. А собор Василия Блаженного всю эту несуразицу энергетически всосал мертвечину. Это не просто свидетельство того, что псковичи были невероятно талантливы. Конечно, талантливы. Но – они еще и обладали специфическим живописным мышлением. И моя-то задача эту особость приоткрыть.

- Ничего себе миссия!

- Да, я придумал формулу: «Псков – духовная столица России». Метафизические перспективы колоссальные! Но они скрыты, конечно, в подсознании. И я хочу разбудить, может быть, не в этом поколении, а для следующих, других. А мы, к сожалению, «Иваны, не помнящие родства». Это жестко сказано, но - что есть, то есть. Ну а второй смысл названия: «матрица псковская» где-то для меня вчерашний день. Я сейчас выхожу на другие вещи. Итог восемнадцатилетнего моего пребывания в Пскове подведен. Хочу теперь уйти в себя. Скоро вот выставка в Германии, «Матрица образов». Образ это то, что воспринимается сразу и мгновенно. Вне категории времени. В основе всякого образа – троица. Мне кажется, это будет интересно в такой христианской стране, как Германия, где живут потомки гуннов, пришедшие из великой степи.

- С ума сойти, Эдуард! Ты прямо философ.

- Для меня картина – только вершина айсберга. Я стараюсь не изображать, а привнести живое начало плоскости. Говорить не языком формы, а языком… живой материи. Я веду диалог с плоскостью. Трудно словами это выразить. Хочу, чтобы плоскость ответила на мои вопросы. Я с ней медитирую. Плоскость для меня живая мембрана, плоть.

- Грубо говоря, ты ушел от иллюзионизма Возрождения? Ушел от авангарда, который только вывернул перспективу, а, по сути, остался в пределах прежней матрицы? Эксперименты Малевича, Кандинского ни в счет.

- Для меня даже Ван Гог – художник поверхностный. И он, кстати, прекрасно сам это понимал. У него были замечательные ранние полотна. Он писал, а потом пошел другим путем. Иллюзия – правильное слово. Пошло это не с Ренессанса, а еще из Древней Греции. Иллюзии деревьев, имитация коры. Оттуда же понятие «картины». Икона же – прорыв к подлинной реальности. Чувствуешь разницу. И вот в 15-ом веке икону убили, привнесли в нее как раз вот это иллюзорный свет. Понимаешь?

- А то!..

- Те иконы 15-го века, конечно, красивые, но в цвет вторгся иллюзорный свет. Зачем мне высветлять плоть специально, если она плоть и есть? Плоть как живописный цвет. Я занимаюсь, в общем-то, не столько живописью, сколько – информацией. Я не разрушаю, я создаю. То, чем я занимаюсь, существовало в искусстве, но очень дозировано. У Джотто, например. У него кое-что есть, я нашел. Художник вторичен, копирует природу, а живописец ищет первопричины процессов, изучает Бога, потому что Бог создал мир по законам живописным. А я пытаюсь эти законы постичь, вот и все. То, что было в момент рождения мира. Может быть, сам момент явления плоти, живой и мертвой. Вот это безумно интересно! Это жутко сложно и даже опасно. Но иначе я не могу.

   Беседовал Саша Донецкий. 

                               

                                                                                                                                         

Оригинал статьи находится здесь

http://news.pskovonline.ru