Псков онлайн | Псковский форум | Справочник организаций Пскова | Погода Псков | Бесплатная отправка смс

Технический директор ОАО «Холдинг МРСК» Борис Механошин: «Чтобы строить умные сети, нам нужны умные сотрудники»

29ноября вМоскве начала работу международная специализированная выставка «Электрические сети— 2011». Первое мероприятие выставки— пресс-конференция ОАО«Холдинг МРСК». Читать далее...

 

Притормозили на ходу - журнал ''Эксперт Северо-Запад'' № 42-43 (539), 24 октября 2011 г.

25.10.2011 21:36 - Источник: Псковэнерго

Кухмай Нынешний год должен был стать переломным для энергетического комплекса страны. Завершилась либерализация рынка электроэнергии. Большинство сетевых компаний отрасли, преодолев череду реформ и перейдя на долгосрочное тарифное регулирование с применением метода доходности инвестированного капитала (RAB), планировали развернуть масштабные инвестиционные программы. Однако резко возросшая тарифная нагрузка оказалась непосильной для восстанавливающейся экономики страны.

Государство стало жестко регулировать стоимость электроэнергии, определив весной 2011 года предельно допустимый рост цен, чтобы стабилизировать экономическую и политическую ситуацию. В свою очередь, сетевым компаниям пришлось спешно сворачивать и корректировать планы. Решение проблемы модернизации и обновления сетевого хозяйства, износ которого оценивается в 60—70%, вновь отодвинулось на неопределенный срок. «Наша задача на этот год — максимально исполнить инвестпрограмму, которую мы планировали и уже начали осуществлять, и при этом обеспечить безубыточность компании», — рассказывает генеральный директор ОАО «МРСК Северо-Запада» Александр Кухмай. О том, как решается эта задача со многими неизвестными, какие сложности еще предстоит преодолеть, и продолжился разговор с главой компании.

Инвестиционный перелом

— Для сетевых компаний год инвестиционных ожиданий, по сути, превратился в год инвестиционных разочарований. Как изменение ценообразования на электроэнергию отразилось на деятельности МРСК Северо-Запада?

— В соответствии с постановлением правительства РФ № 1172 с мая тарифы были пересмотрены, и в них заложен значительно меньший объем инвестиционной составляющей на 2011 год. Таким образом, надежды, которые мы возлагали на RAB, при тех параметрах, которые оговаривались ранее, не оправдались. В результате нам пришлось пересматривать инвестпланы на текущий год, разрабатывать более жесткую программу сокращения издержек. Новое тарифное регулирование не покрывает расходы, которые мы запланировали в начале года и уже успели понести. Это заставило нас затянуть пояса.

— Видимо, это скажется и на финансовых результатах?

— Конечно, если ранее мы планировали получить в текущем году чистую прибыль в размере 1,2 млрд рублей (по РСБУ), то сейчас выходим на 166 млн. Столь существенное снижение связано с тем, что мы уже приступили к реализации масштабной инвестпрограммы: проведены торги, закуплено оборудование, заключены договоры подряда.

Мы практически реализовываем программу, принятую до постановления № 1172, за исключением нескольких объектов. Поскольку денежный поток уменьшился, теперь сложно обеспечить норму прибыли, которая была запланирована на 2011 год. Конечно, пришлось корректировать инвестпрограмму в сторону снижения. Но еще раз повторю: сильно ее сократить мы не могли, потому что уже был запущен механизм ее реализации, который сложно остановить. Кроме того, у нас есть обязательства по исполнению инвестпрограммы. Поэтому приходилось минимизировать затраты там, где это было возможно.

— По каким принципам вы отбираете объекты для инвестирования?

— Инвестиционная программа формируется в соответствии с потребностями регионов. В нее включаются необходимые территориям проекты, а также объекты, которые выработали свой ресурс и требуют реконструкции или замены оборудования. Это два основных принципа. Третий — работы по технологическому присоединению потребителей. При этом плата за присоединение, опять же по решению федерального правительства, также ограничивает наши возможности, поскольку потребитель платит только за непосредственное подключение к нашим сетям. А все мероприятия, которые необходимо провести для усиления сети, чтобы обеспечить качественную передачу, могут быть включены в инвестпрограмму, которая финансируется только за счет тарифов на транспорт электроэнергии.

Сложности переходного периода

— Часть филиалов МРСК Северо-Запада работают по методу долгосрочных параметров, другие — по методике RAB. Кому из них было сложнее подстраиваться под новые условия работы?

— Северные регионы СЗФО более консервативно подошли к новациям в этой области. Не потому, что мы самые плохие, а потому, что и у региональных властей возникали некоторые сомнения относительно новых условий тарифного регулирования. На RAB-регулирование не перешли Мурманская и Архангельская области, а также республики Коми и Карелия.

Эффект заемных денег в большей степени затронул компании, которые перешли на методику RAB в 2009—2010 годах. Мы, к счастью, не успели попасть в эту долговую яму. В МРСК Северо-Запада только один из филиалов — «Новгородэнерго» — работает второй год по методу RAB, так что это не такая большая проблема, компания в состоянии ее решить.

— Есть ли в планах МРСК Северо-Запада перевод всех филиалов компании на методику RAB?

— Этот процесс не остановить. Это все равно что не ремонтировать дорогу — какое-то время можно обойтись ямочным ремонтом, но потом все равно придется ее кардинально ремонтировать. Так и в энергетике: пока мы латаем дыры, которые возникают, однако все равно наступит момент, когда эту работу придется делать, и тогда потребуется источник финансирования. Каким образом государство будет решать эту проблему, пока неизвестно. Есть два варианта: прямые государственные инвестиции и тариф. Если привлекать инвесторов, то им нужно понимать, как будут возвращены инвестиции. Метод RAB-регулирования в тех параметрах, которые были, формировал четкий сигнал возврата капитала, который можно было бы привлечь для реновации основных фондов.

Холдинг «МРСК» разработал программу реновации, которая оценивается в 2,8 трлн рублей. Эти средства необходимы для обновления основных фондов и сокращения износа электросетей до 50%. Сегодня у нас очень много оборудования полностью выработало свой ресурс, порядка 7—8% — уже дважды.

Чтобы реанимировать энергосистему, нужен источник финансирования. В нынешних условиях я пока не вижу другого источника, кроме тарифа. На протяжении десятилетий потребитель недоплачивал эту составляющую, и не из-за того, что не хотел, а потому, что были такие условия. Но в какой-то момент кто-то должен заплатить за то, чтобы эта инфраструктура жила по другим законам. Или же придется отказываться от такого объема инфраструктуры.

Еще один год перемен

— Какие у компании планы на 2012-й и последующие годы?

— Жесткие рамки для нас не впервые устанавливаются, были и годы, когда в тарифы практически не закладывалась прибыль. Весь объем реконструкции делался за счет амортизационных средств, но работать приходилось только на тех объектах, без которых невозможно функционировать. На 2012 год мы составили необходимые планы, в том числе инвестиционные. Конечно, они сильно отличаются от той перспективы, которая формировалась после перехода на RAB- регулирование.

— Каковы источники финансирования инвестпрограммы МРСК Северо-Запада на 2012 год?

— В 2012 году планируем инвестировать около 4 млрд рублей, из них 2,9 млрд — средства от амортизации, остальное — плата за техприсоединение к электросетям и заемные деньги под доходы будущих лет. Чтобы проводить нормальную реновацию основных фондов, необходимо ежегодно вкладывать в электросетевое хозяйство 10—15 млрд рублей. В идеале, чтобы полностью обновить оборудование МРСК на территории Северо-Запада, нужно вложить около 280 млрд рублей, а чтобы выйти на 50-процентный уровень износа сетей, потребуется 140—150 млрд. Главное — переломить ситуацию, когда старение и износ оборудования происходят быстрее, чем вводится новое.

Наибольший объем средств в 2012 году будет инвестирован в сетевые объекты Вологодской области. Далее по убывающей Республика Коми, Новгородская, Псковская и Мурманская области, Республика Карелия и Архангельская область. Что касается корректировки инвестпрограмм, то точно придется это делать в Новгородской и Псковской областях, небольшие изменения коснутся и Вологодской области. В остальных регионах инвестпланы останутся практически без изменений. То есть будем жить по принципу «сколько денег — столько песен».

Летняя перезагрузка

— Как отразится на деятельности компании решение правительства РФ сдвинуть сроки нового тарифного периода с 1 января на 1 июля?

— Для нас эти переходные полгода станут трудными, поскольку мы рассчитывали доходную часть с 1 января. Но теперь ее не будет, поэтому предстоит корректировать все наши программы именно на ту доходную часть, которая существует сегодня.

— Ожидается, что с июля 2012 года произойдет «перезагрузка» RAB в МРСК: возможно, будет осуществлен пересчет базы капитала, а также включены в тариф только те инвестиции, по которым уже прошел ввод мощностей. Как это решение может повлиять на МРСК Северо-Запада?

— Видимо, параметры RAB все же будут пересматриваться, хотя оснований для этого нет. И сегодня мы понимаем, что тот объем добавки в наши доходы, который должен был сформироваться, мы не получим. Поясню: рост тарифа в 2011 году по методике RAB с применением периода сглаживания был сравнительно невысок — 15—20%, на последующие второй и третий годы тариф должен был возрасти соответственно на 25—30%.

Понятно, что если этого роста не будет, поскольку правительство РФ примет решение о пересмотре параметров, то мы не получим доходную часть на эту величину, а значит, не получим необходимый объем средств на строительство новых сетей.

— Насколько увеличится выручка МРСК Северо-Запада, если запретят прямые договоры крупных потребителей с Федеральной сетевой компанией (ФСК)? Насколько остра для Северо-Запада проблема «последней мили»?

— Я в принципе не согласен с понятием «последняя миля». Почему для ФСК должны быть тарифы, одинаковые на всей территории страны? На каком основании? У нас регулирование происходит по четырем видам напряжения: низкое (0,4 кВ), второе среднее (6—10 кВ), первое среднее (35 кВ) и высокое (110 кВ и выше). И еще появляется непонятный пятый тариф у ФСК, которая регулируется Федеральной службой по тарифам (ФСТ). Регулятор должен определить и зафиксировать затраты для ФСК на содержание своего хозяйства в нормальном состоянии плюс те инвестиции, которые правительство возлагает на компанию для развития. Этот объем должен устанавливаться ФСТ. А вот те денежные средства, которые ФСК собирает с каждой территории, она должна получать на тех же условиях, что и остальные сетевые компании, то есть приходить в каждый регион и просить установить тариф.

Деньги, которые собираются с потребителей, должны быть учтены в общем котле, и на этом основании — формироваться тарифы на территории. Таким образом, ФСК получит свой тариф, так же как МРСК или другая ТСО, и они должны заключать договоры с другими компаниями по тарифам, которые установит местный регулятор, и собрать свою необходимую валовую выручку на территории. Тогда не будет такой ситуации, когда некое предприятие платит ФСК 3 копейки, а все остальные расходы пусть платит регион.
Тогда нужно всем иметь общий тариф на территории страны, или изволь регулироваться в каждом регионе. Приходи со своими затратами, вкладывай их в общие тарифы, которые существуют в регионе, и тогда не будет никакой «последней мили».

На Северо-Западе самая проблемная с этой точки зрения область — Вологодская, где 40% объема передачи электроэнергии идет через сети ФСК. За счет этого создается нагрузка на потребителей региона в размере 60%. Следующая проблемная территория — Карелия. Цена «последней мили» для МРСК Северо-Запада в прошлом году составила 2,5 млрд рублей.

24 октября 2011 г.

Оригинал статьи находится здесь

http://news.pskovonline.ru